75 лет назад был сбит первый реактивный истребитель
Реактивный Мессершмитт был весьма грозным оружием и полностью превосходил по скорости все поршневые истребители того времени.
24 февраля 1945 года в небе над Германией был впервые сбит реактивный истребитель. Успешную атаку на новую немецкую машину Ме-262 провел советский ас Иван Никитович Кожедуб. Об этом событии вспоминает в своем материале «Российская газета».
Немецкий истребитель Ме-262 стал первым в мире реактивным истребителем и совершил первый полет в 1942 году. Из-за многочисленных доводок и доработок, отсутствия необходимых материалов, загруженности военной промышленности, а также проблем связанных с ненадежностью первых реактивных силовых установок, самолет был принят на вооружение Люфтваффе только в 1944-м. Реактивный Мессершмитт был весьма грозным оружием и полностью превосходил по скорости все поршневые истребители того времени.
Проблемой этого типа немецких машин была низкая маневренность и плохая устойчивость самолета на виражах. Сообщается, что именно недостатком в маневре вражеского самолета и воспользовался Иван Кожедуб.
По воспоминаниям самого аса, воздушный бой с реактивным «Мессером» состоялся не 24, а 19 февраля. В этот день Кожедуб вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера советские пилоты-истребители заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфурта-на-Одере.
Летчики отметили, что вражеский самолет шел вдоль русла реки на высоте в 3500 метров со скоростью гораздо большей, чем могли развить советские поршневые истребители Ла-7.
Иван Никитович вспоминал, что, по всей видимости, немец не контролировал заднюю полусферу. На дистанции в 500 метров ведомый Кожедуба открыл огонь, однако снаряды авиапушек советского самолета прошли мимо. Мессершмитт стал выполнять левый разворот в сторону Ла-7 Кожедуба. Этот маневр немца позволил резко сократить дистанцию между самолетами, чем и воспользовался советский ас.
«С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает»,
После войны военные историки пытались установить личность сбитого пилота Люфтваффе, однако доподлинно это сделать не удалось.
Впоследствии, на основе доклада Титоренко и Кожедуба советские пилоты выработали тактику борьбы с немецкими реактивными самолетами. Самыми удачными моментами для атаки считались глубокие маневры немца по курсу и высоте. Отметим, что до конца войны еще пять советских летчиков смогли одержать победы в воздушной схватке с реактивной немецкой машиной.