На фоне начавшегося применения противником малозаметных тактических крылатых ракет большой дальности Storm Shadow ребром встал вопрос скорейшей выработки действенных контрмер, способных либо вовсе купировать применение данных изделий в тыловых районах нашего государства, либо свести их эффективность к минимому.

Малозаметная тактическая крылатая ракета Storm Shadow.
Источник иллюстрации: Wikimedia.org со ссылкой на концерн MBDA

Хорошо известно, что данные малозаметные крылатые ракеты обладают эффективной отражающей поверхностью порядка 0,01-0,02 кв. м (соизмеримо с нашими стратегическими крылатыми ракетами Х-101 и Х-50), а также осуществляют полёт в низковысотном режиме (50-100 м) на маршевом участке полёта, 30-40 м — на предтерминальном участке и около 100 м на терминальном (в 3-5 км от цели реализуется режим «горка» для захвата ИК-сигнатуры цели посредством ИКГСН).

Одной из основных мер противодействия подобным тактико-техническим особенностям Storm Shadow должно стать регулярное боевое дежурство самолётов ДРЛОиУ А-50У и Су-35С на предполагаемых направлениях маршрутов данных крылатых ракет. Бортовые радары «Шмель-М» первых и Н035 «Ирбис-Э» вторых способны обнаруживать Storm Shadow на дистанции порядка 80-100 км и перехватывать ракетами воздушного боя Р-77-1 и Р-37М.

Следующей контрмерой, бесспорно, является оптимизация рассредоточения средств ПВО на ракетоопасных направлениях таким образом, чтобы радары подсвета и наведения ЦУ надёжно перекрывали все возможные низковысотные «слепые зоны», через которые могут проходить маршруты полёта данных изделий. Для этого все ЗРК «Бук-М2» и «Бук-М3» должны быть оснащены радарами подсвета 9С36М на мачтах «локтевого типа» высотой до 21 м для вынесения антенных постов РЛС над кронами деревьев в лесистой местности, а также над небольшими возвышенностями рельефа местности.

Аналогичная процедура справедлива и для ЗРК С-300ПМ2 и С-400. В данных комплексах антенный пост радаров подсвета 30/92Н6Е поднимается посредством универсальной вышки 40В6 МД на высоту до 38,8 метров, что позволит не только более эффективно работать по Storm Shadow над лесными массивами и изгибами рельефа местности, но и увеличит радиогоризонт с 25-27 до 38-45 км. Как мы уже отмечали в наших предыдущих постах, на ракетоопасных направлениях подобные радары подсвета должны быть рассредоточены на удалении 50-60 км друг от друга для максимально эффективного перекрытия низковысотных участков у рубежей радиогоризонта.

Также обращаем внимание на наличие у Storm Shadow системы GPS/NAVSTAR/Galileo-коррекции с помехозащищёнными антеннами, обладающими узкой диаграммой направленности с малыми лепестками. Частично подавить эту систему с помощью штатных наземных комплексов РЭБ «Поле-21», Р-330Ж «Житель» и «Диапазон» воз-можно, но лишь с очень небольших дистанций на маршевом участке траектории Storm Shadow. После удаления ракеты от наших комплексов РЭБ сигнал восстановится. Более того, временную потерю сигнала способна компенсировать современная инерциально-навигационная система ракеты.

Наиболее же эффективные контрмеры могут быть реализованы на терминальном (завершающем) участке траектории, где Storm Shadow начинает применять оптико-электронную корреляционную систему ориентирования по сопоставлению ландшафта целевого участка с заранее загруженными шаблонами, а также инфракрасный датчик наведения. В данном случае, наибольшую эффективность способны продемонстрировать комплексы оптико-электронного противодействия Л-370 «Витебск», адаптированные к применению на стационарных наземных объектах, либо аналогичные оборонительные лазерно-лучевые модули 101КС-О (применяются на истребителях 5-го по-коления Су-57), подавляющие работу ИК-датчиков ракет Storm Shadow мощными лазерными лучами.

Также инфракрасный датчик наведения ракеты может быть дезориентирован применением инфракрасных ловушек и постановки аэрозольно-дымовой завесы за несколько сотен метров до атакуемого объекта.

Ещё одним интересным нюансом является достаточно высокая инфракрасная сигнатура реактивной струи турбореактивного двигателя Turbomeca Microturbo TRI 60–30, которая обусловлена не только высокой тягой 5,4 Кн (около 600 кгс), но и конфигурацией размещения мотогондолы непосредственно в хвостовой части ракеты. Так, лопатки турбины низкого давления расположены непосредственно у соплового сечения и видны извне (сопловой блок не располагает охлаждающим контуром для снижения ИК-сигнатуры ракеты). Следовательно, струя с горячими продуктами горения ТРД не экранируется и оказывается на открытом пространстве, что позволяет её легко идентифицировать на фоне более тусклых инфракрасных засветок от ТРД TJ-50 ложных целей ADM-160B/C MALD/-J, совместно с которыми ВСУ применяли Storm Shadow по Луганску. Как известно, тяга миниатюрных двигателей TJ-50 составляет не более 25 кг, а соответственно и ИК-сигнатура на порядки ниже.

Стало быть, идентифицировать Storm Shadow на траектории на фоне применения ложных целей ADM-160B мож-но посредством квантовых оптико-электронных прицельно-навигационных комплексов ОЛС-35 и ОЛС-50 М, размещённых на истребителях Су-35С и Су-57 (маркеры Storm Shadow на ИЛС-пилотов будут обладать гораздо большими размерами в зависимости от ракурса относительно сопла ракеты). Смогут идентифицировать Storm Shadow и тепловизионные прицельные комплексы войсковых ЗРК «Стрела-10М3», «Бук-М2/3», а также ЗРПК «Панцирь-С1». Стало быть, данные комплексы должны быть в первую очередь развёрнуты на возвышенностях близ прикрываемых от ударов Storm Shadow стратегически важных объектов.