Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела» прокомментировал информацию военкора Александра Сладкова о том, что мобилизованные останутся в армии до конца спецоперации.

-Недавно, со ссылкой на слова президента Путина, военкор Сладков заявил о якобы принятом решении оставить мобилизованных в армии до конца СВО. Насколько реалистично такое решение и чем, если это действительно так, такое решение можно обосновать?

Ростислав Ищенко
© Фотоархив Ищенко Р.В.

-Обосновать можно просто: всегда демобилизация проводилась только после окончания события, вызвавшего мобилизацию. Кроме того, российское руководство стремится как можно меньше нагружать население тяготами боевых действий. Если уж пришлось провести частичную мобилизацию, то лучше обойтись уже мобилизованными, чем распускать их по домам, а на их место призывать новых. Наконец, с практической точки зрения, людей мобилизовали, обмундировали, большинство несколько месяцев, а некоторые и более полугода, проходили обучение. Затем получили боевой опыт. Нелогично после 6–9 месяцев участия в боевых действиях распускать их по домам и начинать обучать новый контингент мобилизованных. Насколько я понимаю, государство пытается их постепенно заменить контрактниками. Но, поскольку боевые действия без потерь не обходятся (пусть и значительно меньших, чем у противника), а к тому же происходит значительное (не менее, чем в полтора, а возможно и в два раза) увеличение численности ВС РФ, если распустить мобилизованных, то личного состава явно не хватит на все новые потребности, плюс на поддержание численности фронтовых соединений. При этом надо иметь в виду, что часть мобилизованных уже выбыла (по ранению, по болезни, по иным причинам), а часть перешла на постоянный контракт. Сколько это от общей численности я не знаю, все цифры, связанные с количественным составом и структурой Вооружённых Сил, являются закрытыми и относятся к области военной и государственной тайны, но можно предположить, что от четверти, до трети мобилизованных сменили статус. Поскольку государство явно не собирается воевать годами, а окончание боевых действий на Украине ожидается уже в следующем году, немедленная демобилизация не представляется возможной и тем более полезной.

И последнее, но самое главное. В оценке намерений власти я всё же рекомендую опираться не на трактовку военкорами слов Путина или любого другого руководителя, а на их прямую речь. Из того, что слышал, я сделал вывод, что руководство страны не исключает любого развития событий (как усиления конфронтации с Западом, так и ослабления её). Следовательно, дать однозначный ответ по планам на мобилизованных оно не может, так как эти планы будут зависеть от развития событий.

Ранее украинский эксперт признал отсутствие продолжения мобилизации в России.