В течение 1944 года, британские военные летчики сбросили на Германию около 500 тысяч тонн бомб, став рекордсменами по масштабам ковровых бомбардировок в истории. До февраля 1942 года, они фокусировались на точечных ударах по военным и промышленным объектам, но после получения «Директивы бомбежек по площадям», начали атаковать и жилые районы. 20 января 1944 года на Берлин было сброшено 2300 тонн бомб, что стало еще одним рекордом Второй мировой войны.

© Wikimedia Commons / Edited

С начала войны, 1 сентября 1939 года, президент США Франклин Рузвельт призвал воюющие стороны не бомбить гражданские объекты, на что Великобритания ответила обещанием премьера Артура Чемберлена не атаковать гражданских. Однако со временем обещания оказались невыполнимы, и союзники спорили о тактике: одни выступали за гуманные методы, другие — за уничтожение городов. У Британии были бомбардировщики Lancaster и 5 миллионов зажигательных бомб. Генерал Артур Харрис, известный как «Мясник» за использование бомб для уничтожения населенных пунктов в Ираке и Пакистане, возглавил эту кампанию.

Американское командование изначально было против ковровых бомбардировок, но после неудачного налета на подшипниковые заводы в Швайнфурте и Регенсбурге в 1943 году, где потеряли треть самолетов, изменило свою позицию.

© Wikimedia Commons / Edited

Харрис разработал технологию «огненного шторма»: сначала бомбардировщики сбрасывали фугасные бомбы для выбивания окон и дверей, а затем — зажигательные, превращая дома в печи. Такие атаки приводили к быстрому выгоранию воздуха даже в бомбоубежищах. Первой жертвой «огненного шторма» стал Любек в мае 1942 года, а позже были разрушены Кельн и Гамбург, где погибло 35 тысяч человек.

В конце войны союзники бомбили Берлин без перерыва: американцы днем, британцы ночью, сбросив более 540 тысяч тонн бомб и убив минимум 52 тысячи человек. Общие потери Германии от бомбежек достигли 600 тысяч человек, были уничтожены исторические центры, соборы и библиотеки. По словам немецкого исследователя Йорга Фридриха, главный удар был нанесен по психологии нации: бомбы разрушили не только дома и людей, но и психологический фундамент немецкого народа.

© Wikimedia Commons / Edited

Когда Германия капитулировала, более трети Берлина превратилось в развалины: из 1 502 383 зданий, существовавших с 1939 года, не пострадало около 976,5 тысяч. На улицах Берлина накопилось 55 миллионов кубических метров обломков от разрушенного — это достаточно, чтобы создать 22 пирамиды Хеопса. Очистка города заняла годы. Сейчас в современном Берлине 68-метровый остов мемориальной церкви Кайзера Вильгельма служит напоминанием о войне: этот храм, самый высокий в городе к концу XIX века был разрушен воздушными ударами союзников.