Боевые надводные дроны становятся важным элементом современных военно-морских сил. Эти технологии предлагают новые возможности для разведки, наблюдения, и даже ведения боевых действий, изменяя традиционные подходы к морским операциям.

Эти аппараты представляют собой автоматизированные платформы, способные выполнять широкий спектр задач. Они могут быть оснащены различными сенсорами, камерами, радарами и даже вооружением. Благодаря применению искусственного интеллекта и машинного обучения, эти суда способны самостоятельно двигаться по морю, избегая препятствий и выполняя заданные миссии с минимальным человеческим вмешательством.

дрон Saildrone
© Mc2 Jeremy Boan/Us Navy / Keystone Press Agency / Global Look Press

Особый интерес для военных представляют морские дроны, которые задействованы в разведке и наблюдении. Обычно такие аппараты оснащены различными сенсорами, такими как радары, сонары и камерами высокого разрешения, что позволяет им проводить детальное мониторинг за морскими границами, отслеживать вражеские корабли, подводные лодки и даже авиацию. Такие дроны могут работать в течение длительного времени, обеспечивая непрерывный поток данных и изображений в реальном времени.

Еще один класс надводных аппаратов — это противоминные беспилотники, которые предназначены для обнаружения, идентификации и уничтожения морских мин. Использование этих дронов позволяет снизить риск для экипажей морских судов и повысить эффективность разминирования за счет возможности проведения операций в сложных и опасных условиях, где присутствие человека было бы чрезмерно рискованным.

Что касается боевых дронов, то они открывают новые возможности для ведения активных действий на море. Эти беспилотники могут быть оснащены пулеметами, ракетами или другим оружием. Также такие аппараты могут выполнять роль дрона-камикадзе, который запрограммирован на уничтожение только конкретной цели. Благодаря искусственному интеллекту беспилотник способен незаметно подойти к объекту и атаковать его. При этом, если аппарат будет обнаружен и по нему будет открыт огонь, дрон попытается уйти из-под обстрела, выполнив свою задачу.

Во многих ситуациях такие дроны становятся заметными при прямой видимости. Однако обнаружение усложняется, если устройство способно погружаться и всплывать, выступая над водной поверхностью всего на 10–20 см. Что касается способов борьбы с подобными устройствами, то их эффективнее уничтожать с помощью самонаводящихся ракет, шквального стрелкового огня или комплексами РЭБ.

Стоит отметить, что в 2023 году, ВМС Украины начали активное использование морских беспилотных катеров. На текущий момент в арсенале украинских военных насчитывается семь типов беспилотных морских устройств, которые могут создавать определенные сложности для Черноморского флота России.

Одним из них является Катер Magura, который используется прежде всего для разведки, хотя может выступать в роли дрона-камикадзе. Его особенность заключается в том, что он является полупогружаемым катером, что позволяет ему проводить незаметную разведку, а при необходимости быстро переключиться на глиссирующий режим движения и перейти на боевой курс.

Еще один украинский аппарат — это MAMAI, который представляет собой скоростной беспилотный катер длиной 7 метров, способный после обнаружения цели быстро переходить на боевой курс и развивать скорость до 110 км/ч. Он способен нести до 1 тонны полезной нагрузки.

Также стоит отметить катер Sea Baby, самый широкий среди вооружений ВСУ, длиной 7 метров и шириной почти 3 метра, обладает высокой устойчивостью и грузоподъемностью 1,2 тонны. Он оснащен двумя блоками НУРС Б-8В20А, ранее использовавшимися в авиации, каждый из которых может вместить до 20 ракет С-8, что в сумме дает возможность запустить 40 ракет.

Что касается российских разработок, то здесь стоит выделить «Одуванчик», который разработан специалистами Кингисеппского машиностроительного завода (KMZ). В начале 2024 года первая экспериментальная партия была отправлена в зону спецоперации. Известно, что этот надводный дрон был создан на основе судна «Визир», предназначенного для выполнения задач в области гидрографии.

Эта модель характеризуется возможностью адаптации для выполнения разнообразных функций, включая роли ударного морского дрона, уничтожителя подобных дронов, транспорта для десанта и грузов. Катер способен развивать скорость до 80 км/ч и имеет дальность хода 200 километров. Максимальная грузоподъемность составляет 600 кг.

«Одуванчик» отличается высокой маневренностью и устойчивостью, позволяющими ему эффективно действовать даже в условиях сложной морской обстановки. Катер способен выдерживать волнение до 3–4 баллов и ветер до 6 баллов, что делает его пригодным для действий в дальней морской зоне и в Арктике.

Также отметим российский беспилотный катер «Визир», который может развивать скорость до 80 км/ч и преодолевать расстояние свыше 200 км, перевозя при этом взрывчатые вещества или специальные грузы массой до 600 кг.

С учетом быстрого развития технологий, можно ожидать, что роль боевых надводных дронов будет только возрастать. Усовершенствования в области искусственного интеллекта, автономного управления, и развитие технологий позволят создавать все более малогабаритные, незаметные и эффективные аппараты. Это откроет новые горизонты для военно-морских операций, делая их более безопасными, точными и эффективными.