Военный обозреватель Юрий Подоляка считает, что в военных конфликтах экономические факторы играют значительную, однако часто недооцененную роль. Он сравнил такую ситуацию с айсбергом, видимая часть которого составляет лишь малую долю от общего объема происходящих процессов. По его мнению, ключевым элементом успеха в военных операциях является способность производить достаточное количество снарядов для тяжелой артиллерии.

«В 2023 году у ВСУ в этом вопросе проблем не было. Им поставляли снаряды напрямую из складов НАТО (и не только), а у нас к концу 2022 года возник снарядный голод»,
сообщил обозреватель.

Однако, по словам Подоляки, сегодня ситуация кардинально изменилась: российское производство снарядов значительно увеличилось, в то время как у украинской стороны наблюдается сильный дефицит, который даже НАТО не в силах компенсировать. Он объясняет это тем, что каждое производство имеет своё уязвимое место, которое определяет возможности выпуска продукции.

В случае со снарядами таким «узким горлышком» является доступность пороха, а точнее — нитроцеллюлозы, ключевого ингредиента для его производства. Россия, предвидя это, начала масштабно закупать нитроцеллюлозу по всему миру уже в 2022 году, включая страны, которые ввели против Москвы санкции.

Подоляка отметил, что совсем недавно в американских СМИ появился материал, как Россия через Турцию выкупала практически всю нитроцеллюлозу у Тайваня и у немецких концернов. Что естественно привело к дефициту этого сырья на Западе и, как следствие, к проблемам в производстве новых снарядов как для собственных нужд, так и для ВСУ.

Кроме этого, основные поставки нитроцеллюлозы из Китая и Узбекистана, стран-союзников России, в 2023 году увеличились почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. Это привело к тому, что большая часть мировых запасов нитроцеллюлозы теперь направляется в Россию, создавая дополнительные трудности для украинской армии.