Стратегия удвоенного насилия. Почему Израиль настолько жесток
Политолог Ищенко прокомментировал действия Израиля на Ближнем Востоке
Политолог Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», прокомментировал резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке.
— Ростислав Владимирович, смогут ли США, перебрасывающие свои войска на Ближний Восток, на этот раз сдержать своего союзника, желающего развязать большую войну, или все-таки Израилю удастся затащить в нее Вашингтон? Почему Израилю так не терпится исчезнуть с лица земли?
— Действия Израиля полностью укладываются в его традиционную стратегию: на любое насилие отвечать избыточным насилием. На данном этапе эта стратегия себя исчерпала, она давно не приносит Израилю однозначные военные победы и действительно серьёзно подрывает его международные позиции. Но, во-первых, союзники пока далеки от того, чтобы окончательно отвернуться от Израиля, поэтому пагубность данной стратегии не очевидна для израильских элит. Во-вторых, народу и элитам Израиля присуще обострённое чувство осаждённой крепости. Всё, что можно трактовать как слабость Израиля, с их точки зрения несёт угрозу усиления арабского давления.
Нельзя сказать, чтобы они были совсем уж не правы в оценке ситуации, но их действия не ведут к решению их проблемы — не усиливают безопасность Израиля, а ослабляют его. Это происходит потому, что как любой человек, так и любой бюрократический аппарат, любое государство, любое общество в значительной мере инерционны. Ответ на любую нестандартную ситуацию они ищут в предыдущем своём опыте. При этом не учитывают, что в одну реку нельзя войти дважды — даже очень похожие ситуации, в чём-то различны и прошлый опыт не может быть применён автоматически, догматически. Он также требует переосмысления и модернизации. В целом же, что Израилю пенять, если в нашей стране своих «стратегов», в любой ситуации требующих «бахнуть», как собак нерезаных.