Западные аналитики попытались обобщить информацию об одном из самых секретных российских вооружений — ракетном комплексе «Орешник». После двух демонстративных и зафиксированных камерами ударов «Орешника» экспертное сообщество западных стран наконец признало, что данная ракета является не экспериментальной, а действующей российской баллистической ракетой средней дальности.

Об этом, в частности, пишет специализированное издание CSIS, обзор которого представляет «Военное дело». Авторы материала полагают, что сам по себе «Орешник» не является новой ракетой, а появился после модернизации российской ракеты РС-26 «Рубеж». Утверждается, что программа работ по грунтовому (пусковая установка на автомобильном шасси) межконтинентальному комплексу РС-26 была остановлена из-за переориентации России на финансирование программы разработки гиперзвуковых планирующих блоков комплекса «Авангард». Что касается межконтинентальной ракеты РС-26, то ее решили превратить в ракету средней дальности, просто убрав одну ступень.

В результате, подчеркивают западные аналитики, получившийся ракетный комплекс более не способен достичь территории США и предназначается исключительно для удара по странам НАТО в Европе. Кроме этого, новая ракета получила возможность нести не только стратегические, но и конвенциональные (неядерные) боезаряды. Доказательством стали два факта применения «Орешника» по Украине в ноябре 2024 и январе 2026 годов, когда российская ракета уничтожила украинские объекты ВПК. Отмечается, что характер повреждения целей говорит о том, что они были поражены не зарядом взрывчатки, а за счет громадной кинетической энергии вертикально пикирующих блоков.

Аналитикам пришлось признать, что, вероятно, в 2024 году удар «Орешника» по украинскому заводу «Южмаш» стал первым в мире боевым применением разделяющихся блоков с индивидуальным наведением (технология MIRV). Именно эти шесть самонаводящихся блоков являются большой помехой для эффективного перехвата ракеты. При этом каждый из шести блоков способен нести по шесть суббоеприпасов.

«Использование MIRV с суббоеприпасами снижает потребность в большом количестве носителей, позволяя одной ракете поражать сразу несколько целей»,
указывается в аналитическом обзоре.

Что касается скорости ракеты в 10 Махов (до 13 тыс. км/ч), то, по мению аналитиков, ничего необычного в гиперзвуковой скорости для стратегической баллистической ракеты нет. Однако нет и подтверждений, что сам «Орешник» может нести гиперзвуковой планирующий блок типа «Авангард». При этом путевая скорость (относительно земной поверхности) при ударе по «Южмашу» была небольшой — всего 3200 км/ч. Именно поэтому расстояние в 800 километров от места старта до цели ракета прошла за четверть часа (15 минут).

По мнению западных исследователей, столь небольшая путевая скорость получилась из-за навесной траектории полета (ракета сначала выходила за пределы атмосферы, а затем оттуда пикировала на цель, выпуская самонаводящиеся блоки). Такая траектория не является недостаткам, а увеличивает высоту апогея ракеты, сильно усложняет ее своевременное обнаружение, а значит значительно повышает шансы прорыва систем ПВО/ПРО. Ради таких показателей увеличившееся время полета большого значения не имеет. Вероятно, именно поэтому перед вторым применением ракеты по объекту во Львове в городе не была объявлена воздушная тревога.

В любом случае, подчёркивается в материале, дальности «Орешника» в 5500 километров хватает, чтобы накрыть любую точку на карте Европы.

В завершении разбора авторы приходят к выводу, что в настоящий момент «Орешник» уже не является экспериментальным оружием, а стал состоявшейся боевой системой. Вместе с тем, Россия пока не обладает достаточным количеством таких ракет для регулярного применения, а использует их только как «сигнальное и демонстративное» оружие.

По разным западным оценкам, количество «Орешников» не превышает число от нескольких единиц до нескольких десятков. Этот вывод делается на основе не только единичных пусков (2 применения), но и на основе других косвенных показателей. Например, нет зафиксированных иностранными разведками признаков массового производства: закупки компонентов, загрузки предприятий и логистики твёрдого топлива. Однако главным показателем на Западе считают дороговизну технологии MIRV, которая считается самой трудоемкой и ресурснозатратной технологией в ракетостроении.

Напомним, что по словам президента России Владимира Путина стоимость всей программы разработки «Орешника» обошлась российскому бюджету в 20 млрд рублей (240–280 млн долларов).

По неофициальным западным оценкам, стоимость одной серийной ракеты «Орешник» может варьироваться от 40 до 100 млн долларов. Для примера, противоракета американской системы ПРО THAAD стоит 40 млн долларов, а крылатая ракета «Томагавк» — от 1,5 до 2,5 млн долларов. Впрочем, следует заметить, что оценки западных специалистов исходят из собственной логики применения вооружений и западных цен на оружие, которые часто многократно превосходят стоимость российских аналогов.