РСЗО «Торнадо-С» против HIMARS: Как новые российские ракеты меняют игру в военных дуэлях
«Торнадо-С» оголяет тылы противника на глубине 160 км. HIMARS утратил позиции
Опубликованный вечером 8 октября видеоматериал с осуществлённым объективным контролем поражения тыловых огневых позиций украинской ПВО С-300 в Николаевской области высокоточной РСЗО «Торнадо-С» оказался вне фокуса внимания большинства специализированных военно-аналитических площадок. Между тем, в данном случае БПЛА оптико-электронной разведки и целеуказания ВС России запечатлел эпизод нанесения удара по зенитно-ракетному дивизиону С-300ПС противника, который свидетельствует о радикальном изменении оперативно-тактического расклада на украинском театре военных действий, заключающегося в парировании контрбатарейного и противоракетного потенциалов хвалёных американских РСЗО HIMARS и западных ЗРК в тыловых зонах противника на оперативной глубине более 150 км. В первую очередь речь идет о локации выведенных из строя элементов ЗРК С-300ПС. Как минимум пара пусковых украинских установок 5П85С/Д на огневых позициях была поражена 300-мм управляемым реактивным снарядом 9М544 с 552 кумулятивно-осколочными боевыми элементами близ н.п. Соколовка. На кадрах видно, что радиус разлёта готовых поражающих элементов составил порядка 70 м, что обеспечило поражение не только развёрнутых самоходных ПУ 5П85С/Д, но и всего полотна пассивной фазированной антенной решётки радара подсвета 30Н6.
Населённый пункт Соколовка расположен не менее чем в 170 км от ближайших предполагаемых огневых позиций реактивной системы залпового огня 9К515 «Торнадо-С», развёрнутой на левом берегу Днепра. Это указывает лишь на тот факт, что была применена перспективная модификация 300-мм управляемого реактивного снаряда 9М544, разработанного тульским НПО «Сплав» и отправленная в войска либо в количестве опытных прототипов, либо в виде первой предсерийной партии. Какие технические решения могут быть применены в модернизированной версии управляемых реактивных снарядов 9М544 в сравнении со штатной модификацией?
В первую очередь, — это применение новых высокоэнергетических разгонных РДТТ с более высокоимпульсными твердотопливными зарядами, обеспечивающими увеличение импульса тяги и среднетраекторной скорости. В совокупности с наличием блока носовых аэродинамических рулей новые РДТТ смогли обеспечить до 20% дополнительного увеличения радиуса действия.
Во-вторых, — это загрузка дополнительных оптимизированных режимов построения траекторий полёта на большие дистанции в накопители бесплатформенных инерциально-навигационных блоков СН398, установленных на новой сверхдальнобойной версии снарядов 9М544. Данные режимы предусматривают увеличение маршевого участка траектории, пролегающего в верхних слоях стратосферы (на высотах 25+ км) со скоростями 4,3 — 5 Махов. Благодаря подобной траектории коэффициент аэродинамического сопротивления управляемых реактивных снарядов 9 М544 снижается в 3 — 7 раз, что обеспечивает сохранение высокой скорости полёта и кинетической энергии снаряда вплоть до начала нисходящей траектории.
При этом на нисходящих ветвях траекторий реактивные снаряды входят в пикирование под углами 85 — 90 градусов. Дело в том, что подобные углы пребывают вне угломестных секторов обзора радаров подсвета и наведения 30Н6Е и AN/MPQ-65 украинских ЗРК С-300ПС и «Patriot PAC-2 / 3 MSE». Именно по этой причине мы наблюдаем регулярные эпизоды поражения пребывающих в режиме боевого дежурства зенитно-ракетных дивизионов украинских С-300ПС. Аналогичная участь ожидает и ЗРК Patriot PAC-2. Не смогут эффективно противодействовать новым тульским 300-мм снарядам и зенитно-ракетные комплексы IRIS-T SLM, а также NASAMS-2. Единственными системами, способными перехватывать данные средства воздушно-космического нападения, являются американские Patriot PAC-3MSE и французские SAMP-T.
Тем не менее, в случае массированных ударов с задействованием батарей «Торнадо-С» из шести РСЗО 9К515 у позиционных районов ПВО-ПРО противника практически не будет никаких шансов, поскольку целевая канальность многофункциональных РЛС целеуказания и огневая производительность систем управления огнём данных комплексов будут перенасыщены.
Что же касается увеличения радиуса действия со 120 до 165+ км, то данная особенность новых снарядов обеспечит тульским РСЗО «Торнадо-С» существенную фору в контрбатарейных дуэлях со штатными РСЗО HIMARS, управляемые реактивные снаряды которых обладают радиусом действия до 84 км, а снаряды ER-GMLRS — 130 км. Единственным управляемым реактивным снарядом в БК HIMARS, который сможет лишь в некоторых ситуациях тягаться по дальности с российским 9М544, является гибридный двухступенчатый GLSDB на базе планирующей управляемой авиабомбы GBU-39/B с дальностью планирования до 150+ км.