На пороге войны: стратегическая роль экспедиционных сил НАТО
Вне границ: стратегическая цель экспедиционных сил НАТО
Экспедиционные силы НАТО представляют собой ключевой элемент военного ответа альянса на кризисные ситуации в различных уголках мира. Эти силы были созданы для проведения операций за пределами территорий стран-членов НАТО, включая миротворческие миссии, операции по стабилизации, а также быстрое реагирование на военные угрозы и чрезвычайные ситуации.
Идея создания экспедиционных сил НАТО зародилась в конце холодной войны, когда стало очевидно, что альянсу необходимо расширить свои оперативные возможности за пределы обороны территории стран-членов. В 1990-е годы, после распада Советского Союза, НАТО начало активно адаптироваться к новым глобальным угрозам и вызовам, в том числе к необходимости проведения военных операций вдали от своих границ. Это привело к созданию различных экспедиционных подразделений, способных быстро перебрасываться в любую точку мира.
В контексте последних событий, в частности недавние заявления президента Франции Эммануэля Макрона о том, что в НАТО рассматривается возможность направления сухопутных войск на Украину, многие европейские лидеры попытались дистанцироваться от таких планов. Однако известно, что ранее Запад неоднократно принимал решения, несмотря на первоначальные колебания, включая отправку тяжелой бронетехники и дальнобойных ракет на Украину. В настоящее время ВСУ активно используют танки «Леопард» и «Абрамс». Предполагается, что многонациональный экспедиционный корпус будет сформирован из войск постоянной готовности.
Предположительно среди них могут быть вооруженные силы Франции, в том числе Иностранный легион (легкая пехотная дивизия), 101-я воздушно-десантная дивизия США, которая сейчас находится в Румынии, а также истребительное авиакрыло из состава объединенных ВВС НАТО. Вклад Германии может состоять из 21-й бронетанковой бригады и зенитно-ракетного дивизиона IRIS-T, Дания же может предоставить 1-ю мотопехотную бригаду, Великобритания — истребительное авиакрыло и 3-й батальон полка рейнджеров, а Италия — бригаду армейской авиации.
В условиях нарастающего напряжения Польша и Румыния, являющиеся соседями Украины, могут решать национальные интересы с применением военной силы. У Польши для этих целей готовы 18-я механизированная дивизия и 2-й разведывательный полк, предназначенные для действий в Западной Украине. В Румынии 2-я пехотная дивизия, размещенная у молдавско-украинской границы, перевооружена на американские бронетранспортеры «Страйкер» и другую технику НАТО.
Возможный состав экспедиционного корпуса может включать 4 дивизии, 2 бригады, свыше 700 танков, более 800 орудий полевой артиллерии, 72 реактивные системы залпового огня с высокоточным оружием большой дальности, например типа HIMARS, 100 реактивных систем залпового огня, до 300 боевых вертолетов. Эти силы способны провести активные боевые действия на фронте протяженностью 250–300 км или вести оборону на линии фронта шириной до 500 км.
Однако даже в идельных условиях, в процессе выполнения своих задач экспедиционные силы НАТО могут столкнутся с широким спектром проблем. Один из ключевых аспектов — это обеспечение эффективной координации между вооруженными силами разных стран, что включает в себя преодоление различий в военной технике, коммуникационных системах и стандартах обучения, а также языковых барьеров.
Логистика также представляет собой значительную проблему, поскольку необходимо будет обеспечить непрерывную поддержку войскам, находящимся далеко от своих баз, что включает транспортировку военного персонала, вооружения, боеприпасов и предметов первой необходимости.
Также политические разногласия между членами НАТО могут затруднить принятие решений и развертывание сил, особенно когда национальные интересы и взгляды на международную политику различаются. Однако главной проблемой для экспедиционных сил станут ответные действия России на данную операцию. Не исключено, что они будут иметь глобальные последствия для всего Запада.