Вооружённые силы всегда были двигателем прогресса, часто ставя перед собой крайне амбициозные цели. Однако порой эти цели оказываются настолько сложными и затратными, что даже огромные бюджеты не гарантируют их реализации.

Одним из ярчайших примеров неудачных военных мегапроектов стал американский палубный самолёт A-12 Avenger II. В конце 80-х годов США поставили себе амбициозную цель — создать «невидимый» сверхсовременный истребитель-бомбардировщик. К его разработке были привлечены гиганты авиапрома: General Dynamics и McDonnell Douglas.

Однако спустя всего несколько лет стало очевидно, что затраты выросли в разы, а технические задачи оказались почти недостежимы. Официально проект был закрыт в 1991 году после того, как на него было потрачено более 5 миллиардов долларов. При этом не был построен даже прототип самолёта, а судебные разбирательства между Пентагоном и подрядчиками затянулись на долгие годы.

Ещё один дорогой провал американской армии — разведывательно-ударный вертолёт RAH-66 Comanche. В начале 90-х Пентагон решил заменить устаревший парк разведывательных вертолётов и вложиться в разработку футуристического аппарата, способного не только вести разведку, но и эффективно поражать цели в режиме радиомолчания.

Проект вертолёта Comanche разрабатывали корпорации Boeing и Sikorsky. Сложные технические требования и постоянные изменения концепции многократно увеличивали бюджет программы. В итоге, после долгих 22 лет работы, в 2004 году проект был закрыт. Американские налогоплательщики потеряли более 7 миллиардов долларов, а вместо тысяч вертолётов были построены лишь два прототипа.

Однако несмотря на провал проекта, внешность Comanche была настолько футуристичной, что он повлиял на поп-культуру. Вертолет засветился во множестве компьютерных играх и даже удостоился трехминутной сцене в фильме «Халк».

Но не только США прославились дорогими военными разработками. Так, в Советском Союзе на пике холодной войны родилась идея создания боевого экраноплана, который мог бы перемещаться со скоростью самолёта, но на малой высоте и над водой.

Речь идет о таких проектах как «Каспийский монстр», «Орленок» и «Лунь». СССР вложил в разработку этих машин колоссальные ресурсы. Всего было создано несколько успешно работающих прототипов. Однако экранопланам присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно, достоинства и недостатки и тех, и других. В итоге, из-за сложности технологий и нехватки финансирования все дальнейшие разработки были закрыты.

Еще один нереализованный проект принадлежит США. В конце XX века Пентагон приступил к разработке самоходной гаубицы нового поколения XM2001 Crusader, которая должна была наносить сверхточные удары на расстоянии свыше 40 километров. Американским военным нужна была машина с высочайшей автоматизацией и мобильностью. Многомиллиардный контракт получила компания United Defense.

Но быстро меняющаяся тактика ведения войны, ставка на мобильность и авиацию сделали тяжёлую самоходную артиллерию менее востребованной. В 2002 году, несмотря на протесты американских генералов, министр обороны Дональд Рамсфелд лично инициировал закрытие проекта. К этому моменту расходы составили около 2 миллиардов долларов. В итоге ни один Crusader так и не поступил в войска.

Так почему же военные проекты часто проваливаются? Аналитики считают, что причина в высоком технологическом риске и стремлении превзойти конкурентов, что делает разработки дорогими и сложными. Существенную роль играют и политические факторы, которые могут внезапно закрыть даже перспективные программы. Поэтому с ростом военных бюджетов и требований к технологиям подобные неудачи неизбежно будут повторяться.